МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Иванова Р.Н.

Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН, г. Якутск

Аннотация. В статье приводится пример поиска в Интернете и отражения в мировом цифровом пространстве информации о Музее истории изучения вечной мерзлоты – ведомственном музее государственного бюджетного учреждения науки «Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова» Сибирского отделения Российской академии наук.

Ключевые слова: Музей истории изучения вечной мерзлоты, институт мерзлотоведения, достопримечательности города Якутска, интернет-сайт, поиск в интернете, TripAdvisor, социальные сети, QR-коды

С развитием информационных технологий перед музеями остро стоит вопрос о представлении их содержания в цифровом пространстве. В надежде, что это привлечет больше клиентов и рост финансирования на развитие музея, музеи разрабатывают собственные сайты, заказывают 3Д-экскурсии, не чураются рекламы во всевозможных виртуальных источниках. Но с другой стороны, для маленьких музеев в небольших городах существует угроза потери клиентов, так как пресыщенные виртуальными развлечениями пользователи могут не впечатлиться предлагаемыми в виртуале услугами и попросту не захотеть посетить музей в реале.

Музей истории изучения вечной мерзлоты относится к разряду ведомственных. Создан при Институте мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН в 2006 году [1].

Главной целью создания Музея являлась пропаганда значимости науки мерзлотоведения в социально-экономическом и общекультурном развитии северных регионов. Профиль его определен как естественно-научный, научно-технический и историко-культурный. Музей пропагандирует науку среди молодежи, помогая ей в общей и научной профессиональной ориентации, знакомит с деятельностью института в ее практическом значении, выполняет просветительские и образовательные функции.

Несмотря на то, что у музея нет собственного штата работников, сотрудники института выполняют всю организационную, информационную и научно-просветительскую работу, связанную с его деятельностью. Ежегодно в Музее проводится более 300 экскурсий, с общим количеством экскурсантов более 2000 человек. В числе посетителей, наряду со студентами и школьниками, можно назвать коллег по работе, интересующихся проблемами изучения вечной мерзлоты, и туристические группы, посещающие Республику Саха (Якутия).

Британская газета «The Daily Telegraph» внесла подземную научную лабораторию Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН в список 20 самых интересных российских достопримечательностей. Материалы о нашем музее были показаны на телеканалах "Travel Channel", Дискавери (США), "Angry Planet" (Торонто, Канада), TBS, NHK, ТВ Асахи (Япония), Pandataria Film SPC (Италия), Канал 4 (Великобритания), ARD (Германия), АРТЕ (Франция), телевидения Швеции, Германии, Бельгии, телекомпании ОРТ, РТР, «Звезда», «Культура», программы "Календарь" (ОТР), "Поедем, поедим" (НТВ), в телепередачах НВК «Саха», «Вести-Саха», «Вести-Ямал». В таких печатных изданиях, как научный журнал "Asia Pacific Ocean and Culture Center" (Республика Корея), агентство «Франс-Пресс», ТАСС, газета «Культура», «Наука в Сибири», сайт «taygainfo» (Новосибирск), бортовой журнал «Аэропорт Якутск», и др. вышли интервью и материалы о музее.

Музей разработал популярный среди туристов «Уникальный маршрут в толщу вечной мерзлоты», включающий такие объекты института, как памятник академику П.И.Мельникову, имя которого присвоено Институту мерзлотоведения СО РАН; скульптура «Мамонт» в сквере перед главным корпусом института; подземная научная геокриологическая лаборатория на глубинах 4-15 м; экспозиционный зал музея и мемориальный кабинет академика П.И.Мельникова; первый памятник науки в истории Сибири – Шахта Шергина.

Музей имеет свою страничку на сайте Института мерзлотоведения на двух языках.

Сайт mpi.ysn.ru имеет следующую статистику виртуального посещения (табл. 1):

Таблица 1 – Информация о посетителях и просмотрах сайта

(источник https://pr-cy.ru/site-statistics/)

        За день      месяц    год
Просмотры 1 297 38 910 466 920
Посетители 324 9 729 116 748

Институт мерзлотоведения в некотором смысле является образовательной площадкой для школьников и студентов. В институте работает ШНО (школьное научное объединение) «Геокриолог». Здесь научные сотрудники шефствуют над школьниками: проводят лекции, экскурсии, руководят научными исследованиями, готовят к выступлению на конференциях [2]. Молодежные форумы студентов естественно-научного и технического профилей также находят поддержку у руководства института: проводятся школы-семинары, полевые выезды-экскурсии и т.д.

Кроме этих двух основных групп целевой аудитории, музей весьма популярен для въездных туристов. Найти информацию о музее помогают такие сервисы как «2ГИС», TripAdvisor и другие поисковые системы.

На сайте TripAdvisor написано 25 отзывов, все положительны. Средний балл – 4,5, из которых «отлично» занимает 64%. По отзывам на сайте музей занимает 8 позицию из 66 развлечений города Якутска (1 – ЦВМ, 2 – Музей мамонта, 3 – Сокровищница, 4- Краеведческий музей, 5 – НХМ, 6 – Русский театр, 7 – проспект Ленина). Например, Andrew M, написавший 1085 публикаций о посещенных 122 городах мира, поставил 5 баллов и порекомендовал музей для посещения всей семьей. Его рекомендацию прочитали 4391 раз.

Но гораздо большую аудиторию музеи могут завоевать при помощи социальных сетей. В самом популярном ныне приложении «Инстаграм» под хэштэгом «музей вечной мерзлоты» размещено 230 публикаций, #институтмерзлотоведения – 135, #музеймерзлоты – 14, #permafrostmuseum – 7. «Вконтакте» в разделе «Новости» можно найти 670 записей по поиску «Музей истории изучения вечной мерзлоты», причем самого разношерстного содержания: от музея мамонта до заполярного городка Игарка. В Фейсбуке опубликовано 8 текстовых постов с более чем 100 общедоступных фотографий.

Современную клиентуру музея можно подразделить на условные две категории: 1) целенаправленный посетитель и 2) случайный посетитель.

Целенаправленным посетителем научных ведомственных музеев в целом и Музея истории изучения вечной мерзлоты в частности являются чаще всего родители с детьми, учителя с учениками, преподаватели со студентами и въездные туристы.

К категории «случайный посетитель», в большинстве случаев, относится приезжий (командированный), который приходит в музей, чтобы занять оставшееся в его распоряжении время до отъезда из города. Посетители второй категории занимают примерно до 10-15% посетителей нашего музея.

И тот, и другой в первую очередь обращаются к Интернет-поиску. Например, с запросом «музеи города Якутска», поисковик Гугл сразу выдает результат-картинку «10 лучших музеев Якутска» по версии TripAdvisor (рис. 1). Яндекс-поиск также выдает на начальной странице иконки, где наряду с Музеем мамонта, Музейным комплексом «Моя история», Краеведческим музеем представлен и музей Института мерзлотоведения под названием «Подземная лаборатория Института». Скульптура мамонта перед зданием института не оставляет сомнений, что речь идет конкретно о «Музее истории изучения вечной мерзлоты» (рис. 2).

10лучших музеев10лучших музеев

Рис. 1. Первая страница запроса по Гугл-поиску «Музеи города Якутска»

Стр Яндекс

Яндекс 

Рис. 2. Страничка Яндекс-поиска по запросу «Музеи города Якутска

В настоящее время администрация института внедряет установку QR-кодов для объектов Музея истории изучения вечной мерзлоты (табл. 2).

Таблица 2 – Инфографика QR-кодов объектов Музея истории изучения вечной мерзлоты

табл2

Таблички с QR-кодами устанавливаются в непосредственной близости от объекта. QR-коды выполнены на металлических табличках размером 20 см на 20 см типографическим способом. При наведении гаджета с установленным сканером QR-кодов на информационную табличку, программа переводит на страничку сайта института с подробным описанием объекта на английском языке. Это сделано для удобства англоязычных посетителей, так как некоторые экскурсоводы не обладают разговорным английским языком.

Ближайшие перспективы Музея истории изучения вечной мерзлоты заключаются в сохранении его просветительской и образовательной функций. Лекторско-экскурсионный состав сотрудников института разрабатывает тематические экскурсии. Так, в 2016 г. в подземной лаборатории прошла выставка живописных портретов пионеров мерзлотоведения «Цвет вечной мерзлоты» кисти члена Московского союза художников Ирины Филатовой. В 2017 г. – “Геотемпературные наблюдения в Шахте Шергина” с установлением объемного макета-витрины в выставочном зале. В 2018 г. открылась постоянная экспозиция “Картографическая продукция ИМЗ СО АН СССР” с проведением актовых лекций ведущих научных сотрудников института для студентов-географов и аспирантов ИМЗ СО РАН. К 75-летию Победы запланированы работы по сбору воспоминаний сотрудников, чье детство прошло в годы в Великой отечественной войны.

Таким образом, можно констатировать, что современные цифровые технологии способствуют расширению популяризации и лучшей узнаваемости деятельности Музея истории изучения вечной мерзлоты, позволяют заранее получать точную информацию о профиле музея, месте расположения, его объектах, экспонатах и другие интересующие посетителя сведения.

Литература:

1. Алексеева, О.И. Музей истории изучения вечной мерзлоты. / О.И. Алексеева // Наука и техника в Якутии. – 2010. - № 2 (19). – С. 92-95.

2. Иванова Р.Н., Пахомова Л.С., Слепцова Н.П. Интеграция геокриологической науки и географического образования в Якутии и ее научно-методические результаты // Географические исследования Якутии: история, современность и перспективы : матер. Всероссийс. науч.-практ. конф. Якутск. 21-22 августа 2013 г. – Якутск : ООО «Издательство Сфера», 2014. – С. 266-271.